Новому витку развития российского театра во многом способствовал доступ к мировой культуре и ее театральному опыту, что помогает осмыслению собственной работы и переходу на следующую ступень.
Сегодняшний день российского театра по количеству и разнообразию эстетических направлений ассоциируется с Серебряным веком. Режиссеры традиционных театральных направлений соседствуют с экспериментаторами. Наряду с признанными мастерами – П.Фоменко, В.Фокиным, О.Табаковым, Р.Виктюком, М.Левитиным, Л.Додиным, А.Калягиным, Г.Волчек успешно работают К.Гинкас, Г.Яновская, Г.Тростянецкий, И.Райхельгауз, К.Райкин, С.Арцибашев, С.Проханов, С.Врагова, А.Галибин, В.Пази, Г.Козлов, а также еще более молодые и радикальные авангардисты: Б.Юхананов, А.Праудин, А.Могучий, В.Крамер, Клим и др.
Активно развивается смежное с театром направление хепенинга и инсталляции. И.Эппельбаум, отталкиваясь от эстетики театра кукол, экспериментирует со всеми компонентами зрелища в своем театре «Тень».
Е.Гришковец изобретает свою театральную эстетику.
С 2002 открылся проект Театр.doc, построенный на отказе от литературной основы спектаклей: материалом для них служат расшифровки реальных интервью с представителями той социальной группы, к которой принадлежат и герои будущих постановок. И это далеко не все сегодняшние театральные эксперименты.